[лат. Агнец Божий]. 1. Именование Спасителя в лат. переводах Свящ. Писания - см. Агнец Божий, Агнец пасхальный.
2. Часть ординария мессы рим. обряда, состоящая из многократной (с IX в. троекратной) аккламации: «Agnus Dei, qui tollis peccata mundi: miserere nobis» (лат.- Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, помилуй нас), в к-рой объединены тексты Ин 1. 29б и Мф 9. 27б. Текст «А. D.» восходит к стиху из «Gloria» «Domine Deus, Agnus Dei, Filius Patris, qui tollis peccata mundi» (лат.- Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отца, берущий на Себя грехи мира) - великого славословия,- к-рое появилось на греч. Востоке, а позже (вероятно, во 2-й пол. IV в.) было введено и в лат. богослужение. Кроме того, «A. D.» имеет близкие параллели с текстом литании Всех святых (кон. VI в.), где чередуются прошения: «Еxaudi nos Domine» (лат.- Услыши нас, Господи) и «Miserere nobis» (лат.- Помилуй нас).
В качестве песнопения, сопровождающего преломление хлеба, «A. D.» был введен в богослужение рим. обряда папой Сергием I в кон. VII в. (LP. Т. 1. N 376) и первоначально пелся только народом, с IX в.- клиром и народом, с XIII в.- священником. С распространением гостии (IX-XII вв.) «A. D.» стал сопровождать или лобзание мира, или Причащение и с IX в. повторялся лишь троекратно. С X-XI вв. при третьем повторении аккламации вместо «Miserere nobis» поют: «Dona nobis pacem» (Даруй нам мир), вероятно, в связи с лобзанием мира; в Великий четверг из-за отсутствия лобзания мира «Dona nobis pacem» не поют; не поются эти слова и за богослужением в Латеранской базилике, где сохраняются элементы древней практики. В реквиеме с XI в. слова «Miserere nobis» заменяют на «dona eis requiem» (Даруй им покой), а «Dona nobis pacem» - на «Dona eis requiem sempiternam» (Даруй им покой вечный). В ср. века текст «A. D.» нередко расширялся за счет вставки тропов. Начиная с позднего средневековья «A. D.» занял место последнего или предпоследнего (перед «Ite, missa est» - Идите, служба совершилась) из песнопений ординария. Римский Миссал 1970 г. после литургической реформы Ватиканского II Собора вновь соединил «A. D.», исполняемое кантором или хором вместе с народом, с хлебопреломлением. Число аккламаций не ограничено. Кроме мессы рим. обряда «A. D.» входит в состав реквиема амвросианского обряда, а также (в греч. переводе) в состав литургии ап. Петра.
Средневек. рукописная традиция (начиная с X в.) насчитывает ок. 300 мелодий «A. D.» (см. Schildbach M.), древнейшей считается простейшая мелодия речитативного склада (амбитус: f-h) из ординария мессы, помещенного под N18 в Книге обихода (Liber usualis) и в Градуале (Graduale Romanum), вышедших после Ватиканского I Собора.
Хотя эта мелодия представлена рукописями не ранее XII в., о ее древности свидетельствует наличие той же мелодии в литании Всех святых. Более поздние образцы (большинство - XI в. и позднее) часто имеют богато украшенный мелос. В Кириале (Kyriale Romanum. R., 1905) приводится 20 мелодий «A. D.», в основном соответствующих древним. Большинство мелодий (разной степени распетости) имеет структуру ABA (вторая аккламация распевается иначе, чем первая и третья), меньшее число - AAA (или AA1A - с неизменным «miserere nobis»), 2 мелодии имеют структуру AAB и ABC соответственно, т. о., напевы 3 строк «A. D.» структурно равнозначны. В составе месс композиторов Нового времени (И. С. Бах, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Керубини, Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт и др.) «A. D.» состоят из 2, часто разнохарактерных частей: тройной аккламации «Agnus Dei… miserere nobis» и «Dona nobis pacem», часто являющейся его муз. кульминацией. Древнего принципа муз. равенства всех 3 аккламаций придерживался в своих сочинениях Ш. Гуно (напр., Торжественная месса соль мажор) (см. также разделы «Церковная музыка» в статьях: Австрия, Германия, Италия, Франция).
3. Овальные восковые пластины с изображением агнца, именем и годом понтификата папы, на обратной стороне (с XVI в.) - изображение одного или неск. святых, по преимуществу недавно канонизированных. Изначально A. D. изготовлялись архидиаконом в Великую субботу в Латеранской базилике из восковой массы, к-рую смешивали «в чистом большом сосуде» с елеем и благословляли; хранились «в чистом месте» и раздавались верующим тем же архидиаконом в субботу Светлой седмицы после мессы «для возжения и каждения». Этот обряд впервые описан в IX в. (PL. 78. Col. 960) и восходит к обычаю хранить кусочки пасхальных свеч. По источникам XII в., в смесь, изготовлявшуюся архидиаконом или аколитами (см. Аколуф) папы (возможно, совместно), взятую из собора св. Петра в Риме, стали добавлять также «миро, освященное в прошлом году», употреблявшееся для помазания, что превращало A. D. в символ не только Евхаристической Жертвы, но и Крещения как перехода от ветхого человека к новому. Нередко в A. D. видели защиту от «всякого злого духа и грома». Раздачу изображений отныне осуществлял сам папа (LP. Vol. 2. Р. 154, N 53). Начиная с Мартина V A. D. освящались также папой, сначала ежегодно, затем в 1-й и каждый 7-й годы понтификата в среду Светлой седмицы (молитва благословения A. D.- Lodi. Enchiridion. P. 1711). Папа Григорий XIII, осудив распространившуюся в XVI в. практику раскрашивать A. D., указывал на их символику: выделяемый «девственной» пчелой-«матерью» чистый белый воск есть образ рожденного Девой Марией тела Спасителя.